2015-12-8 12:56 |
СТЕНОГРАММА Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте совместно подводить предварительные итоги непростого года. Экономический кризис, осложненный внешнеполитическими факторами, не обошел нашу область.
К этому мы были готовы, и предварительные экономические итоги в целом выше прогнозов, которые мы сделали год назад.
Назову несколько цифр и прокомментирую.
Итак, индекс промышленного производства — 98,8%. Это чуть лучше, чем в аналогичном периоде прошлого года (по РФ показатель 96,7%). Металлургия и металлообработка, как и раньше, обеспечивают основные объемы производства. Назову крупные отрасли, которые работаю с заметным приростом. Это горная добыча, энергетика, производство машин и электрооборудования, химическая и легкая промышленность, агропром. За 10 месяцев мы ввели больше 1,3 миллиона кв. метров жилья, что на 5,8% больше аналогичного периода прошлого года.
Традиционно начнем со статистики. Первая цифра характеризует ситуацию в промышленности Челябинской области. Индекс промышленности составил 98,8% по Челябинской области. Это немного больше, чем мы ожидали в начале года. Ситуация лучше, чем в целом по РФ, где индекс порядка 97%. Вытянули нас металлурги. Наверное, здесь мы видим с вами, что ситуация у нас лучше, чем в целом в Российской Федерации. Есть ряд отраслей, которые показывали положительную динамику. Это горная добыча, энергетика, производство машин и электрооборудования, химическая и легкая промышленность и «звездочка» 2015 года - агропром. При этом в Челябинской области присутствуют кризисные явления.
С начала года инвестиции снижаются. Это связано с завершением целого ряда крупных инвестпроектов в металлургии, энергетике, АПК. Снизились объемы розничного товарооборота. По нашей оценке, средний продуктовый чек сейчас снизился на 20-25% по сравнению с декабрем 2014 года. Серьезное, конечно, снижение. Люди экономят, реже покупают предметы длительного пользования: телевизоры, холодильники, мебель. Это понятно — номинально средняя зарплата по региону выросла на 6,5%, но с учетом инфляции наша оценка – 7%. Ее реальная величина — 93%.
В этот сложный период очевидно, что областным властям важно поддерживать, в первую очередь, социально уязвимые категории населения, оказывать адресную помощь. 2015 год мы заканчиваем с такими цифрами: поддержка малообеспеченных семей, пенсионеров, многодетных семей, ветеранов составила 21 миллиард рублей. При этом дополнительные доходы бюджета позволили выплатить по 700 рублей ко Дню пожилого человека всем пенсионерам по возрасту.
Повторюсь, мы в этом периоде очень довольны ситуацией в агропромышленном комплексе. Погодные условия в этом году были положительными. Собрано больше 1,7 миллиона тонн зерна. Это на полмиллиона больше, чем в прошлом году. Очень хорошо работает весь комплекс. В текущем году область впервые выпустит сельхозпродукции более чем на 110 миллиардов рублей. Мы очень сдержанно подходили к оценке. Считали, что у нас будет не более 90 миллиардов, но в силу, в том числе, и некоторых политических, санкционных решений, агропромышленному комплексу удалось выйти на цифру 110 миллиардов. Мы полностью обеспечены всеми продуктами питания. Это позволяет иметь хороший потенциал отгрузки в другие регионы и в дальнее зарубежье на экспорт.
Уходящий 2015 год для Челябинской области был отмечен рядом позитивных и политически важных событий.
Из политических событий – избран новый состав Законодательного Собрания, существенно обновлен муниципальный депутатский корпус. Завершается муниципальная реформа.
Мы отмечаем существенный рост гражданская активность южноуральцев – по количеству благотворительных проектов, растущему волонтерскому движению. Очень внимательно мы отнеслись к формированию общественных советов при органах власти. Ожидаем от этого серьезного улучшения качества нашей работы.
Нельзя не отметить, что текущий год – год празднования 70-летия Великой Победы. Считаю, что Челябинская область достойно отметила этот день. Мужественно 9 Мая стояли, как вы все помните, под проливным дождем, но мы оказали уважение нашим ветеранам, и весь год наша работа велась именно под знаменем 70-летия со дня Победы.
Еще из важных моментов, которые я хотел бы отметить. В мае этого года запущен торгово-логистический комплекс «Южноуральский». Мы много работаем над этим проектом, надеемся, что с 2016 года ежедневно будем принимать как минимум один товарный состав. Это задача минимум. Сейчас активно занимаемся входом в проект ВСМ «Челябинск – Екатеринбург». Важно отметить, что наряду с этими двумя проектами, я серьезное внимание уделяю нашей инициативе, чтобы президент нас поддержал и одобрил проведение в Челябинске форума ШОС в 2020 году.
Приняли у себя целый ряд форумов и мероприятий федерального уровня. Мы проводили их на достойном уровне, это заметили все участники. Из последних таких мероприятий – Всероссийский слет студенческих отрядов.
Уважаемые коллеги, в целом, мы постарались отразить то, что считаем важным для нас. Сейчас я готов ответить на ваши вопросы.
Ульяна Верина, медиахолдинг ОТВ: Мы уже знаем, каким будет бюджет в следующем году. Удастся ли его выполнить, с учетом того, что санкции с России никто не снимает, а внешнеполитическая обстановка ухудшается?
Б. А. Дубровский: Мы формируем этот бюджет, исходя из консервативного подхода к нашим возможностям. Это же мы делали, когда формировали бюджет 2015 года. Я считаю, что нам удалось правильно расставить приоритеты, когда мы делали прогнозы. Первое слушание бюджет в ЗСО уже прошел в ноябре, сейчас готовимся ко второму и третьему слушаниям. Исходим из такой логики: есть защищенные статьи бюджета, они точно будут обеспечены доходной частью. Если будет лучше, чем мы сейчас планируем, эти доходы будут использованы на проекты развития. Пока защищаем все социальные статьи – это 75-80 процентов расходов бюджета. При этом есть еще одна особенность этого года: мы постоянно ставим перед собой задачу снизить дефицит бюджета. Если у нас в прошлом году проектный дефицит составлял 11,8 млрд рублей, то в проекте 2016 года закладываем снижение дефицита на 20 процентов относительно того дефицита, который был в 2015 году, и он будет не более 7 млрд рублей. Мы стараемся очень сдержанно подходить к этому году, именно потому, что ситуация неочевидна с точки зрения экономики и политики. Но что касается наших прогнозов, они объективны.
Ксения Комиссарова, «Вести. Южный Урал»: Ваши прогнозы, как к концу года будут себя чувствовать крупнейшие отрасли экономики области – металлургия, машиностроение и агропромышленный комплекс? И можно ли рассчитывать на то, что в следующем году у нас появятся новые «локомотивы» экономики?
Б. А. Дубровский: Именно эти отрасли формируют доходную часть бюджета. Что касается металлургов, я думаю, что мой прогноз — сдержанный пессимизм. Не будет того результата, не будет той доходности, не увидим того поступления налога на прибыль. Это таким образом прогнозировали ситуацию, таким образом заложили эти прогнозы в бюджет 2016 года. Что касается машиностроения – ухудшения не вижу, потому что половина отрасли обеспечена гособоронзаказами. Очень надеюсь на агропромышленный комплекс, в том числе потому что будут выходить на проектную мощность те объекты, которые заканчивают свое строительство в 2015 году. Небольшой, но положительный тренд увидим. Что касается новых локомотивов: в целом в стране могла бы быть легкая промышленность, с учетом того, что происходит в наших отношениях с Турцией. Но у нас в области эта отрасль представлена слабо, вряд ли мы будем объективно и реально чувствовать их динамику на доходной части бюджета.
Анастасия Плотникова, телеканал «Домашний. Челябинск»: Какие инвестиционные проекты не удалось завершить в этом году и они требуют завершения в следующем?
Б. А. Дубровский: Мы очень много работаем с ТЛК «Южноуральский» — эта компетенция, которую надо развивать. Мы будем эффективно работать в этом направлении – создавать свободную экономическую зону, уже есть ряд резидентов. Будем создавать зоны опережающего развития в ЗАТО, уже есть проекты, будем двигаться активно вместе с Росатомом, искать новые решения в этих территориях.
Мы должны закончить и запустить перинатальный центр, который строим совместно с федеральным центром. Сроки очень строгие, мы в них работаем.
Входим в проект, ищем инвестора проектирования высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск. Есть четыре потенциальных участника: Челябинская область, Свердловская область, РЖД и банковская структура. Задача следующего года – проектная работа, обоснование инвестиций, поиск инвесторов, трассировка, вход в строительство в 2017 году.
И, конечно, подготовка к саммиту ШОС. Мы заявились, нас поддержали, решение может быть положительным в 2017 году, при условии, что мы реализуем свой потенциал.
Мария Минина, 31 канал: Как вы оцениваете работу исполнительной власти в 2015 году?
Б. А. Дубровский: Ну, как мне оценивать самого себя. Я всегда недоволен несколько, как еще сказать. Оценку должны дать жители, скажу стандартную фразу и этой фразой ограничусь. Давайте дождемся, что люди скажут о нас. Цифры вы все видели, каких-то серьезных потрясений нам удалось всем вместе не допустить. Предприятия работают все, уровень безработицы оцениваю в 1,7%, есть территории, где он, к сожалению, выше. «В среднем по больнице» 1,7%, но есть территории, где он и 4 процента, и 5 процентов. Дефицит удалось снизить, сдержанно отнеслись к формированию бюджета 2015 года, поэтому не сформировали затратные статьи, которые не были обеспечены ресурсами. Чуть лучше отработали металлурги, появились дополнительные доходы. Мы сокращали расходы максимально, где это было возможно, думаю, что мы закончим с дефицитом не более чем 3,5 млрд. При этом мы не увеличили бюджетную задолженность.
Но повторюсь, есть оценка граждан, она более эмоциональна, но более объективна.
Любовь Романенко, Интерфакс-Урал: Планирует ли область привлекать облигационный займ в качестве покрытия дефицита? Не так давно в интервью Вы рассказывали о госгарантиях и в качестве удачного примера привели гарантии между ММК и ЧТПЗ, что позволило выполнить крупные заказы, обеспечить людей работой. Что будет с этой госгарантией на 2016 год и будет ли использоваться этот инструмент в дальнейшем?
Б. А. Дубровский: Челябинский трубопрокатный завод и ММК обратились за этой гарантией, рассматриваем возможность ее предоставления. У нас есть время для принятия решения. Та гарантия, которая была выдана, будет действовать еще первое полугодие 2016 года. Поэтому вопрос важный, но актуальность его на текущий момент незначительна.
Мы оцениваем очень положительно ситуацию и действия этой гарантии. Это два самых крупных налогоплательщика, гордимся, что это решение было принято, такой гарантии нет нигде. У нее есть конкретные требования, мы ее дали с условием, что ЧТПЗ будет весь металл будет покупать на ММК. Это сформировало хорошую загрузку, доходность. Нам кажется, что вполне возможно, что мы и в следующем году эту практику продолжим.
Что касается покрытия дефицита за счет облигаций — это один из инструментов, эффективность которого нужно расценивать в текущем периоде. Мы смогли привлечь кредиты с меньшей доходностью для кредиторов, поэтому мы этой возможностью не воспользовались. Нам необходимо будет привлекать средства, либо кредитами, либо облигациями, принимать решение будем, исходя из его эффективности.
Юлия Кочкина, сайт «74. ру»: Ка Вы оцениваете деятельность Евгения Тефтелева за последний год? И второй вопрос: Вы поднимали в прошлом году тему экологии, выбросов в Челябинске, изменилась ли ситуация за год на Ваш взгляд?
Б. А. Дубровский: Евгений Николаевич – человек опытный, это его качество и решало в основе решения о назначении его главой города Челябинска. Есть недостатки, мы их все видим, и вы их видите. Есть моменты наведения порядка, некие изъяны и дефекты, которые ему достались по наследству, над которыми он работает. Во многом ему удалось с этой задачей ликвидации дефектов справиться. Мне бы хотелось, чтоб в следующем году глава города и его сотрудники были в большей степени сосредоточены на созидании.
Теперь о тех дефектах, которые лежат не только в плоскости полномочий руководителя города, я говорю об экологии. Я не думаю, что нам удалось сдвинуть что-то в положительную сторону в экологии Челябинска. Думаю, моя оценка объективна и совершенно «считаема». Что надо делать? Надо наводить порядок в этом вопросе. Надеюсь, нам удастся это сделать, в том числе в плане подготовки к саммиту ШОС. Хочу вам сообщить, что в процессе работы «облетной группы», нам было записано как один из дефектов Челябинска, которые не позволяет в текущем моменте соответствовать статусу города, который принимает мероприятие международного уровня, состояние экологии. Вот задача, над которой мы будем работать. Эта наша особенность, наследие того периода, когда город развивался. Вопрос очень непростой, потребует инвестиций и понимания со стороны руководства предприятий. Еще один плюс, который мы получим от того, что Челябинск потенциально может принимать саммит ШОС и БРИКС 2020 года.
Елена Васильева, общественно-политическая газета Коркинского муниципального района «Горняцкая Правда»: Борис Александрович, последнее время суды удовлетворяют иски предпринимателей по компенсации стоимости объектов в домах, попавших под снос согласно федеральному реестру по переселению жителей поселка Роза, с борта Коркинского разреза. В настоящее время бюджет Розинского поселения не располагает в нужном объеме необходимыми средствами. На одной из встреч с редакторами СМИ ваш первый заместитель Сергей Комяков сообщил, что осталась неосвоенная часть средств по данной программе. Скажите, когда розинцы смогут рассчитывать на их получение? Спасибо.
Б. А. Дубровский: Все судебные решения, которые приняты в пользу предпринимателей будут исполнены. Даже если у муниципального образования нет ресурсов для того, чтобы выполнить это судебное решение, это все равно судебное решение и очевидно, что оно будет выполнено. Это будет обеспечено бюджетом области. Если есть решение суда, будут и выплаты.
Татьяна Дрогаева, газета «Коммерсант-Урал»: Многие регионы продолжают наблюдать за Челябинской областью как за первопроходцев муниципальной реформе, и до сих пор нет единого мнения, насколько схема, выбранная Челябинской областью эффективна. Сейчас вы можете дать свою оценку, насколько эта схема эффективна?
Б. А. Дубровский: Мы ее выбрали, мы первопроходцы. Как все первопроходцы, мы, наверное, «набьем шишки», а тем, кто пойдет за нами будет проще. Это как у Высоцкого «И шире станет колея…» и все по ней пойдут. А я уверен, что многие по ней пойдут. Мы, по сути, достаточно много отработали, проанализировали разных сценариев и сейчас их дорабатываем. Но нам необходимо поработать в этой системе управления. Хотя бы год. И на следующей итоговой пресс-конференции я уже смогу вам назвать результаты, и плюсы, и минусы. Пока я удовлетворен тем, что происходит. Потому что алгоритм сам выполняется безукоризненно, а как это будет работать с точки зрения эффективности управления и сточки зрения выполнения задач, которые стоят перед нами – это покажет следующий год, когда мы не просто встанем на эту дорогу и пройдем хотя бы несколько километров. Но то, что колея станет шире, и все изучат наш опыт, может быть, поможет кому-то будет легче идти за нами и совершенствовать схему. Кто-то должен быть первым, а мы традиционно любим быть первыми.
По этой схеме глава назначается при помощи такого инструмента, когда мы, по сути, формируем и несем ответственность за того человека, который будет главой территории. Это то, что лежало в основе, когда я принимал решение. Я говорил, что буду нести ответственность за этого человека. Он – член моей команды. Да, достаточно сложно принимаются эти решения, потому что, есть разные мнения. Но это хорошо, что есть разные мнения. В процессе обсуждения каждой конкретной кандидатуры возникает новая информация, которая раньше была не известна, бывает мы и корректируем свое мнение о человеке. Ведь мы находимся в живом диалоге с территорией, в которой назначается глава. Это тот плюс, который я почувствовал лично на себе. Для меня становится известно то, чего я раньше не знал.
Но пока это просто процедура, работа будет в следующем году.
.
Подробнее читайте на gubernator74.ru ...